Летопись – книга памяти

 

ЛЕТОПИСЬ

«Ясли-сад 53» ст. Могилев

(1965 -2006 гг.)

В развивающемся жилом районе железнодо­рожников г. Могилева, по ул. Крупской, 62в в 1965 голу началось строительство типового двухэтажного здания яслей-сада на 6 групп (140 мест). Заказчиком строительства был отдел учебных заведений Белорусской железной дороги, подрядчиком – Учдорстрой №4. Для контроля за ходом строительства, комплектованием технологического оборудования, мебели и другого инвентаря, а также подбора кадров с 1 декабря 1965 года на­значается Зинаида Алексеевна Плавинская, ра­ботавшая заведующей детсадом № 55.

По окончании строительства яслям-саду был присвоен № 53, и в июле 1966 года новое здание широко распахнуло свои двери для приема детво­ры. Первым методистом стала работать Анна Се­меновна Цыпкина (Веняковская). завхозом – Ли­дия Петровна Курашова, врачом на полставки – Зоя Кронидовна Винорадская (Курленкова), старшей медсестрой – Таисия Никитична Деревцова, медсестрой – Полина Михайловна Чернова, воспитателями – Валентина Прокофъевна Лустенкова, (она же председатель местного комитета), Вера Ивановна Солянина, Анна Федоровна Барагузина, музыкальным руководителей – Лидия Семеновна Никифорова, нянями – Вера Васильевна Рыбакова, Елена Елисеевна Крутелькова, шеф-поваром – Мария Фёдоровна Мартынова и т.д.

Несколько позже пришли воспитатели Дора Лазаревна Сагал (Броскина), Марина Павловна Войтеховская, Елена Ивановна Якушенко,          Мария Константиновна Шацилло, няня Ева Васильевна Сидоренко, повар Елена Александровна Кускова и др.

Стали функционировать 2 ясельные группы для детей в возрасте от 1 до 3 лет и 4 садовые груп­пы в возрасте от 3 до 7 лет. Ввиду большого количества желающих отдать детей в дошкольное заведение группы были переполнены.

Ясли-сад имел пищеблок с электроплитами, прачечную со стиральной машиной. В состав групповых комнат входила приёмная-развдевальная, игровая-столовая, туалетная. Дети спали на рас­кладушках в игровых комнатах. Рядом с ясельными группами имелось 2 неотапливаемые ве­ранды, где детвора спала круглый год (зимой в теп­лых спальных мешках). Здание было подключено к центральному отоплению и обеспечивалось го­рячим водоснабжением.

На территории двора имелись игровые пло­щадки, 6 теневых навесов, различный инвентарь. По инициативе заведующей коллективом работников с участием родителей вся территория была приведена в образцовое состояние, озе­ленена, были разбиты цветники, которые пестре­ли разноцветьем с ранней весны до глубокой осе­ни. Это был настоящий цветущий оазис, окружен­ный жилыми домами. Много комнатных цветов украшало и внутренние помещения яслей-сада.

С первых дней работы учреждение стало с базовым для прохождения практики студентов Мо­гилевского дошкольного факультета педагогиче­ского института.

Зинаида Алексеевна Плавинская предъявля­ла особые требования к личностным качествам воспитателей, к их педагогической компетент­ности, от чего так зависит развитие и подготов­ленность ребенка к школе. Она учила всматриваться в каждого ребенка, развивать его всесторонне, создавать условия для игр и взаимоотно­шений.

Первые успехи коллектива были отмечены в 1969 году дипломом городского отдела народно­го образования за 2-е место в смотре-конкурсе на лучший участок и Почетной грамотой за лучшее оснащение физкультурным оборудованием, посо­биями и спортинвентарем.

За хорошую постановку воспитательной рабо­ты с детьми, за прекрасное содержание помеще­ний, высокие достижения в смотрах дошкольных учреждений коллектив яслей-сада в 1971. 1 1978 годах награждался Почетными грамотой Могилевского отделения и президиума райпрофсожа.

За успехи в обучении и воспитания детей Зинаида Алексеевна Плавинская в сентябре 1969 года награждается именными часами министра путей сообщения СССР Б. П. Бещева; за успешное выполнение социалистических обязательств в ал реле 1970 года — юбилейной Почетной грамота и медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», а в декабре 1973 года — знаком «Победитель соцсоревнования 1973 года»; за достиг­нутые успехи в воспитании детей в январе 1973 го­да — значком «Отличник просвещения СССР».

В связи с дефицитом мест в дошкольных уч­реждениях железнодорожного узла, отделом учеб­ных заведений по согласованию с руководством отделения дороги принимается решение о рекон­струкции яслей-сада с пристройкой нового кор­пуса. Проектно-сметную документацию изготовил институт «Могилевгражданпроект».

В сентябре 1979 года 3. А. Плавинская переводится заведующей яслей-сада № 86 (КСИ), а в октябре ясли-сад № 53 принимает Лидия Ва­сильевна Лаппо. Методистом с 1977 года продол­жает работать Виктория Тимофеевна Очева.

В декабре 1979 строительное управление № 2 начинает, а через год заканчивает строитель­ство нового корпуса на 6 групп со спальнями. Здесь же оборудуются пищеблок, медицинский блок, большой физкультурно-музыкальный зал и ряд кабинетов. После перевода детей в новый корпус, на реконструкцию закрывается освободившийся старый.

В декабре полностью заканчиваются строительные работы. Ясли-сад стал 12-групповым: 4группы для детей ясельного и 8 групп для детей дошкольного возраста. Соответственно увеличился и штат. Коллектив пополнился новыми кадрами. Пришли работать воспитателями Светлана Михайловна Филиппова, Наталья Николаевна Гончарова, Юлия Израильевна Калистратова, Валентина Владимировна Вишнякова и др., несколько позже – Жанна Михайловна Грибанова, Татьяна Ивановна Вычикова, Ирина Степановна Гулакова, Валентина Николаевна Новикова и др.

Продолжая сложившиеся традиции в воспитательной работе под руководством Л. В. Лаппо, дошкольное учреждение стало центром методиче­ской работы с кадрами. Были предприняты глу­бокие преобразования в организации, формах и методах управленческой деятельности. Наряду с традиционными формами работы новые, направленные на развитие у педагогов творческого мышления, артистизма, умения от­стаивать свою позицию.

 

Почти каждый педагог был включен в исследо­вательскую деятельность. Так, Елена Аркадьевна Афоневич разработала систему игр для развития логического мышления малыша в разновозраст­ной группе, Наталья Николаевна Гончарова — си­стему работы с детьми по использованию развива­ющих игр Б. Никитина, Ирина Степановна Гулакова — программу «Созвучие» на основе идей техно­логии М. Монтессори, Жанна Михайловна Грибанова и Тамара Петровна Крилистенко успешно ис­пользовали социоигровую педагогику Е. Шулешко.

По инициативе детсадовского врача Лидии Никоновны Шарубиной для часто болеющих де­тей создаются 3 группы и физкабинет. Массаж и дыхательную гимнастику по различным группам заболеваний освоила медсестра Людмила Василь­евна Калинина, лекарственный электрофорез, тубосный кварц, ингаляцию, солюкс — медсестры Раиса Алексеевна Крамаренко и Галина Михай­ловна Исакова. За приготовлением пищи следи­ла медсестра Ирина Александровна Прудниченкова. Деньги на содержание дополнительного штата выделило отделение дороги. В результате де­ти окрепли, снизилась их заболеваемость.

На базе яслей-сада неоднократно проводи­лись конференции и семинары местного и всесо­юзного значения. Так, в 1980 году проходил Всесоюзный семинар по физическому воспитанию. Представленный воспитателем В.Т. Очевой опыт на тему «Спортивные игры и упражнения с детьми старшего возраста» получил высокую оценку, а автор была награждена именными часами Министерства путей сообщения.

На зональных педчтениях в г. Львове (1986 г.) был представлен опыт Л. В. Лаппо на тему «О сти­ле работы заведующей». На сетевых педчтениях в г. Волгограде (1987 г.) был заслушан доклад вос­питателя И. С. Гулаковой «Межличностные отно­шения в группе сверстников», а в г. Перми (1988 г.) — Л. В. Лаппо «Стиль работы заведующей дет­ским дошкольным учреждением и его влияние на повышение педагогического мастерства воспитателей» и И.С. Гулаковой «Влияние межлично­стных отношений в группе на воспитание нрав­ственных качеств у детей».

В 1990 году на базе яслей-сада проходил Все­союзный семинар по воспитанию детей раннего возраста, на котором получил высокую оценку «Опыт работы организации комнатных прогулок в ясельных группах».

В сентябре этого же года ясли-сад стал участником выставки «Достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР), где демонстрировался опыт работы воспитателя-методиста В. Н. Новиковой «Диагностика личности воспитателя», «Влияние темперамента воспитателя на учебно-воспитательный процесс», воспитателей Т. И. Вычиковой «Дифференцированный подход к детям в процессе обучения на занятиях» и. С. Гулако­вой «Влияние стиля работы педагога на формиро­вание взаимоотношений между детьми в группе детского сада», заведующей Л. В. Лаппо «Совершенствование учебно-воспитательной работы и стиль работы заведующей». Опыт работы яс­лей-сада был высоко оценен главным комитетом ВДНХ СССР с присуждением 29.05.1991 г. заве­дующей Л. В. Лаппо серебряной медали.

В сентябре 1991 года опыт работы И. С. Гула­ковой «Творческое общение и его роль в нрав­ственном воспитании детей» был заслушан на Всесоюзных педчтениях в г. Пензе и получил вы­сокую оценку.

27—29 мая 1996 года в яслях-саду прошла международная научно-практическая конференция на тему «Новые технологии в воспитании и обучении дошкольников». Участники конференции ознакомились с опытом работы по использованию идей М. Монтессори и методами формирования элементарных математических с представлений у дошкольников в системе современных дидакти­ческих идей.

Участвуя в республиканском конкурсе «Детский сад года», проводимом в 1997 году Министерством просвещения и институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов просвещения, ясли-сад №53 признан лучшей перспективной модель дошкольных учреждений традиционного типа.

Опыт работы коллектива яслей-сада неодно­кратно публиковался в журнале «Пралеска» и дру­гих журналах по дошкольному воспитанию.

За период работы заведующей Лидия Василь­евна Лаппо награждена в 1989 году значком «От­личник просвещения СССР», в 1995 году — знач­ком «Отличный работник Белорусской железной дороги», а также рядом Почетных грамот: в 1987 году — Министерства просвещения СССР Глав­ного управления учебных заведений МПС СССР, в 1988 году — Государственного комитета СССР по народному образованию, Академии педагоги­ческих наук СССР, Главного управления учеб заведений МПС СССР и др.

С 01.08.1997 г. заведующей яслей-сада назначается Ирина Степановна Гулакова, бывшая ранее воспитателем. Воспитателем-методи­стом продолжает работать (с 1986 г.) Валентина Николаевна Новикова. В работе коллектива оп­ределяются новые концептуальные основы разви­тия дошкольного учреждения.

Ясли-сад продолжает лидировать среди до­школьных учреждений дороги. В 1999 году Е. А. Афоневич, участвуя в проводимой в Могилеве международной конференции на тему «Проб­лемы и перспективы дошкольного воспитания», делится опытом работы «Развитие логического мышления в разновозрастной группе». 11.12.2001 года на базе яслей-сада проводится дорожный педсовет на тему «Подготовка ребенка к школе», где был представлен опыт работы воспитателя С. А. Шантарёвой по методам и приемам в рабо­те с пятилетками и воспитателя-методиста В. Н. Новиковой «Создание предметно-развива­ющей среды в группе «Фантазеры», а 20.11.2003 г. проводится дорожный семинар педагогических и методических работников на тему «Организация работы групп для детей раннего возраста».

В центре педагогического процесса яслей-са­да был и остается ребенок, воспитание его лично­сти, развитие творческого потенциала и способ­ностей.

Укреплению здоровья детей способствует от­крытие по-соседству в 1990 году физкультурно-оз­доровительного комплекса с плавательным бас­сейном, который 2 раза в неделю посещают дети старше 3-х лет. Занятия с ними проводит инструктор отделенческого физкультурно-оздоровительного комбината.

За многолетний и добросовестный труд, боль­шой вклад в дело образования и воспитания под­растающего поколения воспитатель В. Т. Очева в 1987 году награждена значком «Отличный работ­ник Белорусской железной дороги». Именными часами начальника дороги награждены: в 1996 го­ду — музыкальный руководитель Л. С. Никифо­рова, в 1997 — воспитатель О. А. Смазнова. в 1998 году — воспитатель-методист В. Н. Новикова. За­ведующая И. С. Гулакова награждена рядом По­четных грамот: в 1987 голу — Главного управления учебных заведений МПС, в 1991 году – Государственного комитета СССР по народному образо­ванию, Академии педагогических наук СССР, в 2000 году — Министерства образования РБ и др.

Обсуждение закрыто.