ЛЕТОПИСЬ
«Ясли-сад 53» ст. Могилев
(1965 -2006 гг.)
В развивающемся жилом районе железнодорожников г. Могилева, по ул. Крупской, 62в в 1965 голу началось строительство типового двухэтажного здания яслей-сада на 6 групп (140 мест). Заказчиком строительства был отдел учебных заведений Белорусской железной дороги, подрядчиком – Учдорстрой №4. Для контроля за ходом строительства, комплектованием технологического оборудования, мебели и другого инвентаря, а также подбора кадров с 1 декабря 1965 года назначается Зинаида Алексеевна Плавинская, работавшая заведующей детсадом № 55.
По окончании строительства яслям-саду был присвоен № 53, и в июле 1966 года новое здание широко распахнуло свои двери для приема детворы. Первым методистом стала работать Анна Семеновна Цыпкина (Веняковская). завхозом – Лидия Петровна Курашова, врачом на полставки – Зоя Кронидовна Винорадская (Курленкова), старшей медсестрой – Таисия Никитична Деревцова, медсестрой – Полина Михайловна Чернова, воспитателями – Валентина Прокофъевна Лустенкова, (она же председатель местного комитета), Вера Ивановна Солянина, Анна Федоровна Барагузина, музыкальным руководителей – Лидия Семеновна Никифорова, нянями – Вера Васильевна Рыбакова, Елена Елисеевна Крутелькова, шеф-поваром – Мария Фёдоровна Мартынова и т.д.
Несколько позже пришли воспитатели Дора Лазаревна Сагал (Броскина), Марина Павловна Войтеховская, Елена Ивановна Якушенко, Мария Константиновна Шацилло, няня Ева Васильевна Сидоренко, повар Елена Александровна Кускова и др.
Стали функционировать 2 ясельные группы для детей в возрасте от 1 до 3 лет и 4 садовые группы в возрасте от 3 до 7 лет. Ввиду большого количества желающих отдать детей в дошкольное заведение группы были переполнены.
Ясли-сад имел пищеблок с электроплитами, прачечную со стиральной машиной. В состав групповых комнат входила приёмная-развдевальная, игровая-столовая, туалетная. Дети спали на раскладушках в игровых комнатах. Рядом с ясельными группами имелось 2 неотапливаемые веранды, где детвора спала круглый год (зимой в теплых спальных мешках). Здание было подключено к центральному отоплению и обеспечивалось горячим водоснабжением.
На территории двора имелись игровые площадки, 6 теневых навесов, различный инвентарь. По инициативе заведующей коллективом работников с участием родителей вся территория была приведена в образцовое состояние, озеленена, были разбиты цветники, которые пестрели разноцветьем с ранней весны до глубокой осени. Это был настоящий цветущий оазис, окруженный жилыми домами. Много комнатных цветов украшало и внутренние помещения яслей-сада.
С первых дней работы учреждение стало с базовым для прохождения практики студентов Могилевского дошкольного факультета педагогического института.
Зинаида Алексеевна Плавинская предъявляла особые требования к личностным качествам воспитателей, к их педагогической компетентности, от чего так зависит развитие и подготовленность ребенка к школе. Она учила всматриваться в каждого ребенка, развивать его всесторонне, создавать условия для игр и взаимоотношений.
Первые успехи коллектива были отмечены в 1969 году дипломом городского отдела народного образования за 2-е место в смотре-конкурсе на лучший участок и Почетной грамотой за лучшее оснащение физкультурным оборудованием, пособиями и спортинвентарем.
За хорошую постановку воспитательной работы с детьми, за прекрасное содержание помещений, высокие достижения в смотрах дошкольных учреждений коллектив яслей-сада в 1971. 1 1978 годах награждался Почетными грамотой Могилевского отделения и президиума райпрофсожа.
За успехи в обучении и воспитания детей Зинаида Алексеевна Плавинская в сентябре 1969 года награждается именными часами министра путей сообщения СССР Б. П. Бещева; за успешное выполнение социалистических обязательств в ал реле 1970 года — юбилейной Почетной грамота и медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», а в декабре 1973 года — знаком «Победитель соцсоревнования 1973 года»; за достигнутые успехи в воспитании детей в январе 1973 года — значком «Отличник просвещения СССР».
В связи с дефицитом мест в дошкольных учреждениях железнодорожного узла, отделом учебных заведений по согласованию с руководством отделения дороги принимается решение о реконструкции яслей-сада с пристройкой нового корпуса. Проектно-сметную документацию изготовил институт «Могилевгражданпроект».
В сентябре 1979 года 3. А. Плавинская переводится заведующей яслей-сада № 86 (КСИ), а в октябре ясли-сад № 53 принимает Лидия Васильевна Лаппо. Методистом с 1977 года продолжает работать Виктория Тимофеевна Очева.
В декабре 1979 строительное управление № 2 начинает, а через год заканчивает строительство нового корпуса на 6 групп со спальнями. Здесь же оборудуются пищеблок, медицинский блок, большой физкультурно-музыкальный зал и ряд кабинетов. После перевода детей в новый корпус, на реконструкцию закрывается освободившийся старый.
В декабре полностью заканчиваются строительные работы. Ясли-сад стал 12-групповым: 4группы для детей ясельного и 8 групп для детей дошкольного возраста. Соответственно увеличился и штат. Коллектив пополнился новыми кадрами. Пришли работать воспитателями Светлана Михайловна Филиппова, Наталья Николаевна Гончарова, Юлия Израильевна Калистратова, Валентина Владимировна Вишнякова и др., несколько позже – Жанна Михайловна Грибанова, Татьяна Ивановна Вычикова, Ирина Степановна Гулакова, Валентина Николаевна Новикова и др.
Продолжая сложившиеся традиции в воспитательной работе под руководством Л. В. Лаппо, дошкольное учреждение стало центром методической работы с кадрами. Были предприняты глубокие преобразования в организации, формах и методах управленческой деятельности. Наряду с традиционными формами работы новые, направленные на развитие у педагогов творческого мышления, артистизма, умения отстаивать свою позицию.
Почти каждый педагог был включен в исследовательскую деятельность. Так, Елена Аркадьевна Афоневич разработала систему игр для развития логического мышления малыша в разновозрастной группе, Наталья Николаевна Гончарова — систему работы с детьми по использованию развивающих игр Б. Никитина, Ирина Степановна Гулакова — программу «Созвучие» на основе идей технологии М. Монтессори, Жанна Михайловна Грибанова и Тамара Петровна Крилистенко успешно использовали социоигровую педагогику Е. Шулешко.
По инициативе детсадовского врача Лидии Никоновны Шарубиной для часто болеющих детей создаются 3 группы и физкабинет. Массаж и дыхательную гимнастику по различным группам заболеваний освоила медсестра Людмила Васильевна Калинина, лекарственный электрофорез, тубосный кварц, ингаляцию, солюкс — медсестры Раиса Алексеевна Крамаренко и Галина Михайловна Исакова. За приготовлением пищи следила медсестра Ирина Александровна Прудниченкова. Деньги на содержание дополнительного штата выделило отделение дороги. В результате дети окрепли, снизилась их заболеваемость.
На базе яслей-сада неоднократно проводились конференции и семинары местного и всесоюзного значения. Так, в 1980 году проходил Всесоюзный семинар по физическому воспитанию. Представленный воспитателем В.Т. Очевой опыт на тему «Спортивные игры и упражнения с детьми старшего возраста» получил высокую оценку, а автор была награждена именными часами Министерства путей сообщения.
На зональных педчтениях в г. Львове (1986 г.) был представлен опыт Л. В. Лаппо на тему «О стиле работы заведующей». На сетевых педчтениях в г. Волгограде (1987 г.) был заслушан доклад воспитателя И. С. Гулаковой «Межличностные отношения в группе сверстников», а в г. Перми (1988 г.) — Л. В. Лаппо «Стиль работы заведующей детским дошкольным учреждением и его влияние на повышение педагогического мастерства воспитателей» и И.С. Гулаковой «Влияние межличностных отношений в группе на воспитание нравственных качеств у детей».
В 1990 году на базе яслей-сада проходил Всесоюзный семинар по воспитанию детей раннего возраста, на котором получил высокую оценку «Опыт работы организации комнатных прогулок в ясельных группах».
В сентябре этого же года ясли-сад стал участником выставки «Достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР), где демонстрировался опыт работы воспитателя-методиста В. Н. Новиковой «Диагностика личности воспитателя», «Влияние темперамента воспитателя на учебно-воспитательный процесс», воспитателей Т. И. Вычиковой «Дифференцированный подход к детям в процессе обучения на занятиях» и. С. Гулаковой «Влияние стиля работы педагога на формирование взаимоотношений между детьми в группе детского сада», заведующей Л. В. Лаппо «Совершенствование учебно-воспитательной работы и стиль работы заведующей». Опыт работы яслей-сада был высоко оценен главным комитетом ВДНХ СССР с присуждением 29.05.1991 г. заведующей Л. В. Лаппо серебряной медали.
В сентябре 1991 года опыт работы И. С. Гулаковой «Творческое общение и его роль в нравственном воспитании детей» был заслушан на Всесоюзных педчтениях в г. Пензе и получил высокую оценку.
27—29 мая 1996 года в яслях-саду прошла международная научно-практическая конференция на тему «Новые технологии в воспитании и обучении дошкольников». Участники конференции ознакомились с опытом работы по использованию идей М. Монтессори и методами формирования элементарных математических с представлений у дошкольников в системе современных дидактических идей.
Участвуя в республиканском конкурсе «Детский сад года», проводимом в 1997 году Министерством просвещения и институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов просвещения, ясли-сад №53 признан лучшей перспективной модель дошкольных учреждений традиционного типа.
Опыт работы коллектива яслей-сада неоднократно публиковался в журнале «Пралеска» и других журналах по дошкольному воспитанию.
За период работы заведующей Лидия Васильевна Лаппо награждена в 1989 году значком «Отличник просвещения СССР», в 1995 году — значком «Отличный работник Белорусской железной дороги», а также рядом Почетных грамот: в 1987 году — Министерства просвещения СССР Главного управления учебных заведений МПС СССР, в 1988 году — Государственного комитета СССР по народному образованию, Академии педагогических наук СССР, Главного управления учеб заведений МПС СССР и др.
С 01.08.1997 г. заведующей яслей-сада назначается Ирина Степановна Гулакова, бывшая ранее воспитателем. Воспитателем-методистом продолжает работать (с 1986 г.) Валентина Николаевна Новикова. В работе коллектива определяются новые концептуальные основы развития дошкольного учреждения.
Ясли-сад продолжает лидировать среди дошкольных учреждений дороги. В 1999 году Е. А. Афоневич, участвуя в проводимой в Могилеве международной конференции на тему «Проблемы и перспективы дошкольного воспитания», делится опытом работы «Развитие логического мышления в разновозрастной группе». 11.12.2001 года на базе яслей-сада проводится дорожный педсовет на тему «Подготовка ребенка к школе», где был представлен опыт работы воспитателя С. А. Шантарёвой по методам и приемам в работе с пятилетками и воспитателя-методиста В. Н. Новиковой «Создание предметно-развивающей среды в группе «Фантазеры», а 20.11.2003 г. проводится дорожный семинар педагогических и методических работников на тему «Организация работы групп для детей раннего возраста».
В центре педагогического процесса яслей-сада был и остается ребенок, воспитание его личности, развитие творческого потенциала и способностей.
Укреплению здоровья детей способствует открытие по-соседству в 1990 году физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном, который 2 раза в неделю посещают дети старше 3-х лет. Занятия с ними проводит инструктор отделенческого физкультурно-оздоровительного комбината.
За многолетний и добросовестный труд, большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения воспитатель В. Т. Очева в 1987 году награждена значком «Отличный работник Белорусской железной дороги». Именными часами начальника дороги награждены: в 1996 году — музыкальный руководитель Л. С. Никифорова, в 1997 — воспитатель О. А. Смазнова. в 1998 году — воспитатель-методист В. Н. Новикова. Заведующая И. С. Гулакова награждена рядом Почетных грамот: в 1987 голу — Главного управления учебных заведений МПС, в 1991 году – Государственного комитета СССР по народному образованию, Академии педагогических наук СССР, в 2000 году — Министерства образования РБ и др.